Как готовить домашнее задание с первоклассником?
Когда ваш малыш пошел в 1-ый класс, беспечное время осталось
позади для вас обоих, даже если вам оно совершенно не казалось
беспечным. Впереди вас ожидает огромное количество всевозможных
трудностей, преодолевать которые придется совместными усилиями.
Вероятнее всего, в течение всего 1-го года обучения вам придется держать
под пристальным контролем выполнение ребенком всех домашних заданий и
делать уроки с первоклассником вместе. В противном случае, вы рискуете
упустить момент, и вашему малышу крайне тяжело будет приспособиться к
школьной программе и новому графику жизни. А между тем, 1-ый год
обучения является базовым, именно сейчас закладываются азы, причем не
только непосредственно образовательные, а и психологические,
физиологические навыки ребенка к обучению в школе. Если пропустить их,
сложно будет рассчитывать в дальнейшем на хорошую успеваемость.
С девочками в младших классах, в некотором смысле как-то полегче. Они более старательные, внимательные и ответственные (хотя раз на раз, конечно не приходится). Что же касается мальчиков, то здесь картинка одинаковая практически у всех родителей. Перед дверями любой школы можно встретить озабоченных мамочек первоклашек, ведущих разговор примерно следующего формата: «Ну, просто ума не приложу, как делать уроки с ребенком, я уже всё перепробовала – все без толку. И время занятий мы меняли, начинали то со сложного, то с простого, в деталях всё обсудим, на черновике напишем, затем переписываем, и дополнительно по выходным занимаемся, и самостоятельно он прочтёт, и я затем ещё раз всё растолкую. Но все без толку, нет результата, только нервотрёпка одна, и у меня, и у него».
И мечутся бедные родители между двумя крайностями. Если позволяют
ребёнку готовить домашние задания самостоятельно, то получают -
натянутые троечки. Если делают домашние задания первоклашки вместе,
получают более хорошие отметки, но лишая при этом ребёнка
самостоятельности и ответственности за выполненные уроки на дом.
И как быть? Как готовить домашние задания с ребенком, как развить в нем эти самые ответственность и самостоятельность, как привить в нем навык делать уроки быстро, а не по 5 часов кряду, да «из-под палки», а что делать, если первоклассник не хочет делать уроки вообще?
Можно, конечно, сказать много умных, нравоучительных слов, порекомендовать пару научных трактатов в тему, но в конечном итоге именно вам придется решать эту проблему, учитывая индивидуальность и характер вашего ребенка. Мы лишь попробуем подсказать вам несколько верных направлений, способных сработать в вашем конкретном случае. А вы – крепитесь!
Поэтому вам нужно найти золотую середину. То есть, поразмыслите, какие именно задания малыш способен выполнить без вашей помощи, так чтобы вы только инспектировали его. К примеру, уроки на дом по рисованию ребенок вполне может выполнить и без вашего присутствия, и у него наверняка есть какие-то способности к еще нескольким более сложным предметам – просто понаблюдайте за ним. А вот арифметику, правописание и другие «сложные» задания нужно разбирать совместными усилиями. И ничего страшного, что ребенок перекладывает львиную долю ответственности на вас и без стеснения «пользуется» вашей помощью - не нужно требовать от него всего и сразу. К тому же, так он запомнит гораздо больше, чем смог бы самостоятельно.
Делать уроки с первоклассником 6-летнего возраста вообще дома не следует. Как правила, таким деткам не задают домашние задания, а потому и вы не нагружайте его лишний раз никакими учебными занятиями! Это объясняется повышенной утомляемостью деток в этом возрасте. Если помимо школьных занятий у 6-летнего малыша будут еще и домашние задания, это грозит нервным переутомлением, которое серьезно вредит здоровью и резко снижает школьные успехи детей. С шестилетками дома нужно заниматься точно так же, как с малышами-дошкольниками: играть, лепить, рисовать, конструировать. А если хотите-таки внести образовательный момент – читайте с малышом перед сном детские энциклопедии, этого будет более чем достаточно.
Детская невнимательность и непослушание плохо сказываются на выполнениях домашних заданий. Как их побороть, или хотя бы свести до минимума? Попробуйте воспользоваться следующими советами:
- Во-первых, убедитесь, что рабочее место ребенка организовано
правильно. Оно должно быть хорошо освещено. Нужно, чтобы источник света
находился спереди и слева, тогда на тетрадь не будет падать тень от руки
или от головы. Хорошо, если у вашего первоклашки есть свое собственное
рабочее место, где ребенок всегда домашние задания - это помогает, после
игры переключится на рабочий лад. У него должно бы комфортное место,
чтобы не приходилось протискиваться между кроватью и шкафом ребенку, и
чтобы вам было удобно подойти, сесть рядом и помочь при необходимости, а
не нависать над ним грозовой тучей.
- В процессе приготовления уроков на дом на столе не должны находиться лишние предметы. Убираем все, что даже теоретически способно отвлечь. А все необходимое для успешного выполнения задания, все канцелярские, школьные принадлежности, должны обязательно быть расставлены аккуратно на своих местах. Иначе обычный поиск карандаша может превратиться в грандиозный розыск и занять массу времени.
- Делать уроки первоклассник должен в одно и тоже время. Отложите
один раз, значит, можно отложить снова и снова. Так в конечном итоге,
уроки будут делаться в последний момент и кое-как, лишь бы сделать.
Чтобы найти лучшее время, учтите характер малыша и внутрисемейный график
(время прогулок, походов в гости, приема пищи, возвращения папы с
работы, и т.п.). Ребенок не должен сидеть за уроками, когда в гости
приходит бабушка или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь
на детскую площадку.
- Приступать к выполнению задания лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но еще не перевозбудился и не устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Научные исследования свидетельствуют, что интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.
- Неправильно требовать от ребенка, чтобы он не поднимался из-за стола, пока не закончит делать уроки. Время непрерывной работы для 7-летнего ребеночка не может превышать 15-20 минут, ближе к концу начальной школы длительность этого времени может увеличиться до 30-40 минут.
- Длительными не должны быть и перерывы – достаточно 5 минут, в особенности, если они посвящены интенсивными физическими нагрузками. В течение этих 5 минут можно поиграть с малышом в мяч.
Безусловно, выполнение домашнего задания требует вашего участия и
контроля. Но как понять, где грань между помощью и лишением
самостоятельности? Для беспристрастной оценки уровня помощи, которая от
вас действительно требуется, пообщайтесь с педагогом вашего первоклашки.
Возможно, ваш малыш лучше усваивает материал при самостоятельном
изучении и вам нужно только проверять итог и иногда разъяснить
непонятные моменты. А возможно, малышу легче даются знания, когда он
проговаривает с кем-то все свои действия, и тогда вам нужно делать уроки
с ребенком вместе. Но только не делайте домашние задания первоклашки
сами!
- Хорошо, если делать уроки с первоклассником вы будете в то время, когда другие детки заняты тем же самым. Если у вас несколько деток, им наверняка будет интереснее делать уроки вместе, а вы в это время сможете гладить / раскладывать белье или разбираться со своими платежами. Так вы и будете находиться рядом, контролировать процесс по необходимости, подсказывать иногда, и заниматься своими делами. Главное, чтобы ваши дела не отвлекали школьника и не были для него более привлекательными, чем его собственные занятия. Во время выполнения заданий ребенком не должны быть включены телевизор, компьютер, видеоигры и прочее.
- Для того, чтобы ваш школьник совершенствовал навыки самостоятельной работы, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.
-
Стремление ребенка сделать все правильно, уже достойно похвалы.
Главное, не переусердствуйте, ведь делать все и всегда совершенно просто
нереально, даже для вас, не то, что малыша. Поэтому, не заставляйте его
раз за разом переписывать выполненное задание с помарками, пока он не
сделает его идеально. Это пагубно для психики ребенка, он воспримет это
как наказание. А наказание за старания – верный способ заставить ребенка
ненавидеть учебу в принципе.
- Не нужно давать ребенку дополнительные домашние задания, в придачу к тем, которые задали в школе. Также не следует заставлять переделывать нехорошо выполненную классную работу. Вы можете предложить ее проверить и исправить ошибки, а вот переписывать точно не нужно. Выполнение повторно уже сделанного задания (пусть даже и с ошибками) ребенок воспринимает как скучное и бессмысленное дело. Такие задачи отбивают у ребенка охоту заниматься, лишают веры в собственные силы.
- Некоторые детки сами истязают себя самокритикой и переделыванием заданий по нескольку раз - это не должно радовать родителей. Старательность и стремление к совершенству – это конечно хорошо, но все хорошо в меру. Оговорите четко, сколько раз он может переделывать каждое задание максимум, сколько времени может потратить и когда следует остановиться. Такое патологическое стремление к идеальности должно заставить родителей задуматься, возможно, у малыша страдает самооценка и вам следует чаще его подбадривать, хвалить и поощрять. В случае необходимости, поговорите со школьником вместе с учителем, пусть он пояснит, что домашняя работа нужна, чтобы оттачивать способности, закреплять и повторять новые знания, а не для безупречного зазубривания. Нередко младшие школьники прислушиваются в большее мере к мнению учителя, чем родителей – в этом возрасте это нормально.
Если, несмотря на все приложенные усилия, первоклассник не хочет
делать уроки, упрямо отказывается выполнять домашние задания, первое что
необходимо сделать – это узнать истинную причину такого поведения.
Возможно, первоклассник не хочет делать уроки, просто потому, что не
понимает заданный материал, или упустил предшествующий. Пообщайтесь с
педагогом об успеваемости вашего школьника, о скорости, с которой он
усваивает новый материал, о поведении на уроках.
Возможно, исправить ситуацию помогут дополнительные занятия, малыш разберется в учебном материале и перестанет капризничать. Может, достаточно будет просто разбивать домашнее задание на составляющие, на несколько более мелких, не таких «глобальных». Добившись в одной части положительного результата, ребенок вполне может вдохновиться успехами и захотеть продолжить.
Главное, не забывайте вашего школьника хвалить за хорошую работу, и обязательно делать это от души — детки очень чутко ощущают неискренность. Он в начале долгого и нелегкого пути, ему сейчас очень нужна ваша поддержка и ваша вера в него.
• Домашние задания первоклашки – извечная проблема родителей
Когда ребенок идет в школу, остро встает вопрос о выполнении домашних заданий. В «умных книжках» об этом все написано складно, да ладно: уроки на дом ребёнок должен делать самостоятельно. Родители помогают исключительно на начальном этапе, затем первоклассник одолевает школьные премудрости сам. И растёт тогда ваше чадо сознательным, ответственным и самостоятельным. Чудесная картинка! Однако увидеть такое воочию, мало кому удается, лично мне не встречались ни такие чудо-дети, ни их счастливые родители.С девочками в младших классах, в некотором смысле как-то полегче. Они более старательные, внимательные и ответственные (хотя раз на раз, конечно не приходится). Что же касается мальчиков, то здесь картинка одинаковая практически у всех родителей. Перед дверями любой школы можно встретить озабоченных мамочек первоклашек, ведущих разговор примерно следующего формата: «Ну, просто ума не приложу, как делать уроки с ребенком, я уже всё перепробовала – все без толку. И время занятий мы меняли, начинали то со сложного, то с простого, в деталях всё обсудим, на черновике напишем, затем переписываем, и дополнительно по выходным занимаемся, и самостоятельно он прочтёт, и я затем ещё раз всё растолкую. Но все без толку, нет результата, только нервотрёпка одна, и у меня, и у него».
И как быть? Как готовить домашние задания с ребенком, как развить в нем эти самые ответственность и самостоятельность, как привить в нем навык делать уроки быстро, а не по 5 часов кряду, да «из-под палки», а что делать, если первоклассник не хочет делать уроки вообще?
Можно, конечно, сказать много умных, нравоучительных слов, порекомендовать пару научных трактатов в тему, но в конечном итоге именно вам придется решать эту проблему, учитывая индивидуальность и характер вашего ребенка. Мы лишь попробуем подсказать вам несколько верных направлений, способных сработать в вашем конкретном случае. А вы – крепитесь!
• Нужно ли, и как делать уроки с первоклассником?
Безусловно, в этот период времени бросать выполнение домашних заданий на самотек нельзя категорически, даже если у вас сверхответственный ребенок, знакомый с программой 1-го класса не понаслышке. Вам обязательно нужно делать уроки с первоклассником вместе. Однако, есть и другая сторона медали - если ребенку не давать свободы действий, он очень скоро забудет, что такое самостоятельность. Примеров тому масса: пока вы сидите у него «над душой», ребенок старается, делает уроки на дом, и вы явно видите, что у него неплохо получается, и правила он помнит, и пользоваться ими умеет, но стоит вам только отойти – весь процесс останавливается, в тетради масса помарок и практически нулевой результат.Поэтому вам нужно найти золотую середину. То есть, поразмыслите, какие именно задания малыш способен выполнить без вашей помощи, так чтобы вы только инспектировали его. К примеру, уроки на дом по рисованию ребенок вполне может выполнить и без вашего присутствия, и у него наверняка есть какие-то способности к еще нескольким более сложным предметам – просто понаблюдайте за ним. А вот арифметику, правописание и другие «сложные» задания нужно разбирать совместными усилиями. И ничего страшного, что ребенок перекладывает львиную долю ответственности на вас и без стеснения «пользуется» вашей помощью - не нужно требовать от него всего и сразу. К тому же, так он запомнит гораздо больше, чем смог бы самостоятельно.
Делать уроки с первоклассником 6-летнего возраста вообще дома не следует. Как правила, таким деткам не задают домашние задания, а потому и вы не нагружайте его лишний раз никакими учебными занятиями! Это объясняется повышенной утомляемостью деток в этом возрасте. Если помимо школьных занятий у 6-летнего малыша будут еще и домашние задания, это грозит нервным переутомлением, которое серьезно вредит здоровью и резко снижает школьные успехи детей. С шестилетками дома нужно заниматься точно так же, как с малышами-дошкольниками: играть, лепить, рисовать, конструировать. А если хотите-таки внести образовательный момент – читайте с малышом перед сном детские энциклопедии, этого будет более чем достаточно.
Детская невнимательность и непослушание плохо сказываются на выполнениях домашних заданий. Как их побороть, или хотя бы свести до минимума? Попробуйте воспользоваться следующими советами:
- Делу время – потехе час. Для начала возьмите за правило, заблаговременно согласовывать с малышом время, когда вы приступите к домашним занятиям. В дальнейшем день ото дня строго придерживайтесь графика, не откладывайте и не переносите время выполнения уроков. Так малыш сможет приучиться к планированию, будет более усидчивым и организованным.
- Боремся с невнимательностью.Внимание ребенка в этом возрасте еще нестойкое, его легко может отвлечь любая мелочь: яркий ластик на столе, вид из окна, звук телевизора…. Поэтому на время выполнения домашнего задания уберите с рабочего стола малыша абсолютно все лишние предметы и обеспечьте условия, не отвлекающие его внимание. На его рабочем месте должны быть исключительно те предметы, которые необходимы для конкретного задания. То есть, если он, к примеру, сел делать уроки по арифметике, на столе не должно быть цветных карандашей, альбома по рисованию и даже тетради по правописанию. И линейку тоже уберите, если ее использование не требуется в заданной задаче.
- Чтобы делать уроки быстро. Лучший способ, хотя и не всегда работающий – это создать для ребенка верную мотивацию. Можно приступать готовить домашние задания за определенное время до начала излюбленного мультсериала. Таким образом, ребенок будет более мотивированным, чтобы постараться делать уроки быстро и качественно. Ведь, в случае неверного выполнения задания, ему доведется переписывать все заново, и он пропустит мультик.
- Вдохновляем на подвиги. Для успешной учебы крайне важно, чтобы у ребенка была высокая самооценка. Поэтому не забывайте хвалить малыша даже за самые незначительные успехи. Делать уроки с ребенком, нужно периодически повторяя, что он молодец, все делает верно, старательно и быстро. Лучше лишний раз проигнорировать ошибку, подсказав верный ответ, но за правильность и аккуратность обязательно похвалить. Говорите, а иногда даже «удивляйтесь» вслух, какой он у вас умный и грамотный.
- Учим читать быстро и с удовольствием. Домашнее чтение лучше проводить перед сном. Поэтому, если домашние задания первоклашки включают прочтение какого-то рассказа, не заставляйте малыша читать и пересказывать его при выполнении всех остальных заданий, а лучше оставьте на вечер. В это время, как ни странно, активируются соответствующие мозговые центры, позволяющие малышу научиться быстро и правильно читать. Почитайте перед сном, обсудите прочитанное – не требуйте пересказать то, что он прочел, а поговорите об этом. Пойдите на хитрость, сказав, что вы такого никогда не слышали или не поняли, о чем шла речь, вдохновите ребенка на то, чтобы он объяснил своей «невнимательной» маме, в чем дело.
• 5 шагов, как готовить домашние задания успешно
Ваш малыш находится в самом начале долгого пути учебного года, ну и вы вместе с ним, естественно. Поэтому если относиться к выполнению домашних заданий первоклашки как к каторге, то ничем хорошим это не закончится. Если же воспринимать учебный процесс, как возможность познать что-то новое, научиться чему-то интересному, приобрести полезные навыки и привычки, то время, которое вы проведете с ребенком, за выполнением домашних заданий будет проходить быстро, незаметно и приносить удовольствие.
- Шаг № 1. Правильно обустраиваем рабочее место первоклашки
- Во-первых, убедитесь, что рабочее место ребенка организовано
правильно. Оно должно быть хорошо освещено. Нужно, чтобы источник света
находился спереди и слева, тогда на тетрадь не будет падать тень от руки
или от головы. Хорошо, если у вашего первоклашки есть свое собственное
рабочее место, где ребенок всегда домашние задания - это помогает, после
игры переключится на рабочий лад. У него должно бы комфортное место,
чтобы не приходилось протискиваться между кроватью и шкафом ребенку, и
чтобы вам было удобно подойти, сесть рядом и помочь при необходимости, а
не нависать над ним грозовой тучей. - В процессе приготовления уроков на дом на столе не должны находиться лишние предметы. Убираем все, что даже теоретически способно отвлечь. А все необходимое для успешного выполнения задания, все канцелярские, школьные принадлежности, должны обязательно быть расставлены аккуратно на своих местах. Иначе обычный поиск карандаша может превратиться в грандиозный розыск и занять массу времени.
- Шаг № 2. Правильно организовываем учебный процесс дома
- Делать уроки первоклассник должен в одно и тоже время. Отложите
один раз, значит, можно отложить снова и снова. Так в конечном итоге,
уроки будут делаться в последний момент и кое-как, лишь бы сделать.
Чтобы найти лучшее время, учтите характер малыша и внутрисемейный график
(время прогулок, походов в гости, приема пищи, возвращения папы с
работы, и т.п.). Ребенок не должен сидеть за уроками, когда в гости
приходит бабушка или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь
на детскую площадку.- Приступать к выполнению задания лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но еще не перевозбудился и не устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Научные исследования свидетельствуют, что интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.
- Неправильно требовать от ребенка, чтобы он не поднимался из-за стола, пока не закончит делать уроки. Время непрерывной работы для 7-летнего ребеночка не может превышать 15-20 минут, ближе к концу начальной школы длительность этого времени может увеличиться до 30-40 минут.
- Длительными не должны быть и перерывы – достаточно 5 минут, в особенности, если они посвящены интенсивными физическими нагрузками. В течение этих 5 минут можно поиграть с малышом в мяч.
- Шаг № 3. Стремитесь к самостоятельности
Безусловно, выполнение домашнего задания требует вашего участия и
контроля. Но как понять, где грань между помощью и лишением
самостоятельности? Для беспристрастной оценки уровня помощи, которая от
вас действительно требуется, пообщайтесь с педагогом вашего первоклашки.
Возможно, ваш малыш лучше усваивает материал при самостоятельном
изучении и вам нужно только проверять итог и иногда разъяснить
непонятные моменты. А возможно, малышу легче даются знания, когда он
проговаривает с кем-то все свои действия, и тогда вам нужно делать уроки
с ребенком вместе. Но только не делайте домашние задания первоклашки
сами!- Хорошо, если делать уроки с первоклассником вы будете в то время, когда другие детки заняты тем же самым. Если у вас несколько деток, им наверняка будет интереснее делать уроки вместе, а вы в это время сможете гладить / раскладывать белье или разбираться со своими платежами. Так вы и будете находиться рядом, контролировать процесс по необходимости, подсказывать иногда, и заниматься своими делами. Главное, чтобы ваши дела не отвлекали школьника и не были для него более привлекательными, чем его собственные занятия. Во время выполнения заданий ребенком не должны быть включены телевизор, компьютер, видеоигры и прочее.
- Для того, чтобы ваш школьник совершенствовал навыки самостоятельной работы, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.
- Шаг № 4. Не зацикливайтесь на безупречности и безошибочности выполнения уроков
-
Стремление ребенка сделать все правильно, уже достойно похвалы.
Главное, не переусердствуйте, ведь делать все и всегда совершенно просто
нереально, даже для вас, не то, что малыша. Поэтому, не заставляйте его
раз за разом переписывать выполненное задание с помарками, пока он не
сделает его идеально. Это пагубно для психики ребенка, он воспримет это
как наказание. А наказание за старания – верный способ заставить ребенка
ненавидеть учебу в принципе. - Не нужно давать ребенку дополнительные домашние задания, в придачу к тем, которые задали в школе. Также не следует заставлять переделывать нехорошо выполненную классную работу. Вы можете предложить ее проверить и исправить ошибки, а вот переписывать точно не нужно. Выполнение повторно уже сделанного задания (пусть даже и с ошибками) ребенок воспринимает как скучное и бессмысленное дело. Такие задачи отбивают у ребенка охоту заниматься, лишают веры в собственные силы.
- Некоторые детки сами истязают себя самокритикой и переделыванием заданий по нескольку раз - это не должно радовать родителей. Старательность и стремление к совершенству – это конечно хорошо, но все хорошо в меру. Оговорите четко, сколько раз он может переделывать каждое задание максимум, сколько времени может потратить и когда следует остановиться. Такое патологическое стремление к идеальности должно заставить родителей задуматься, возможно, у малыша страдает самооценка и вам следует чаще его подбадривать, хвалить и поощрять. В случае необходимости, поговорите со школьником вместе с учителем, пусть он пояснит, что домашняя работа нужна, чтобы оттачивать способности, закреплять и повторять новые знания, а не для безупречного зазубривания. Нередко младшие школьники прислушиваются в большее мере к мнению учителя, чем родителей – в этом возрасте это нормально.
- Шаг № 5. Если первоклассник не хочет делать уроки
Если, несмотря на все приложенные усилия, первоклассник не хочет
делать уроки, упрямо отказывается выполнять домашние задания, первое что
необходимо сделать – это узнать истинную причину такого поведения.
Возможно, первоклассник не хочет делать уроки, просто потому, что не
понимает заданный материал, или упустил предшествующий. Пообщайтесь с
педагогом об успеваемости вашего школьника, о скорости, с которой он
усваивает новый материал, о поведении на уроках.Возможно, исправить ситуацию помогут дополнительные занятия, малыш разберется в учебном материале и перестанет капризничать. Может, достаточно будет просто разбивать домашнее задание на составляющие, на несколько более мелких, не таких «глобальных». Добившись в одной части положительного результата, ребенок вполне может вдохновиться успехами и захотеть продолжить.
Главное, не забывайте вашего школьника хвалить за хорошую работу, и обязательно делать это от души — детки очень чутко ощущают неискренность. Он в начале долгого и нелегкого пути, ему сейчас очень нужна ваша поддержка и ваша вера в него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий